Рабочая программа внеурочной деятельности по физике



Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «Физитрон» для обучающихся 7 класса разработана на основе следующих документов:

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждёного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2012 г №1897);

3. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год);

4. Примерной программы основного общего образования по физике;

5. Программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Авторы: (А.В.Пёрышкин, Н.Ф.Филонович, Е.М.Гутник (М.:Дрофа, 2014), с. 4 – 91.

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования / Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова (М.:Просвещение, 2011) и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.

Программа рассчитана на 1 год обучения (68 часов), количество часов в неделю – 2, количество часов в год – 68.

Актуальность программы определена тем, что внеурочная деятельность обучающихся в области естественных наук в 7 классе является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов; может стать ключевым плацдармом всего школьного естественнонаучного образования для формирования личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, осваиваемых обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов, способов деятельности, применяемых как в рамках воспитательно-образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Цели изучения курса «Физитрон»:

-образовательные:

- ввести понятие о методе проектов (краткосрочный проект – в рамках урока, то есть изучение программного материала, среднесрочный проект – изучение углубленного материала и долгосрочный проект – по материалам научно-практических исследований)

- систематизация, расширение и углубление теоретических знаний школьника;

- овладение методикой исследования и экспериментирования при решении учебных задач.

-развивающие:

-развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения применять решения (поиск направления и методов решения проблемы);

-развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности.

-воспитательная:

-воспитывать навыков сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации.

Задачи:

 формировать навыки исследовательской деятельности, управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

 формировать готовность и способность обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

 создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Данные задачи могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе обучающихся сочетаются теоретическая работа с достаточным количеством практических работ, уделяется большое внимание анализу данных, получаемых экспериментально, предоставляется возможность создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования.

Планируемые результаты изучения курса «Физитрон»

Личностными результатами изучения курса являются:

 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

 сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

 сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

 убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники.

 формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

Метапредметными результатами изучения курса являются:

 использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

 формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

 умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

 использование различных источников для получения научной информации.

 формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

 развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

 освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

Общими предметными результатами изучения курса являются:

 умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

 умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;

 умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

 умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других источников;

 умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний.

Частными предметными результатами изучения курса являются:

 формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания;

 формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

 понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

 развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

 формирование представлений о значении естественных наук в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Основное содержание курса 7 класс

Введение (2 ч)

Агрегатные состояния вещества. Газы. Жидкости. Твердые тела.

Жидкости (14 ч)

Вода – основа жизни. Интересные факты о воде. Изучение свойств воды. Замерзание воды. Поверхностное натяжение. Явление смачивания. Вода – растворитель. Очистка воды. Капиллярные явления. Давление жидкости. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Фонтаны.

Газы (12 ч)

Газы. Изучение свойств газов. Воздух. Свойства воздуха. Изменение свойств воздуха при нагревании. Взвешивание воздуха. Падение тел в воздухе. Атмосфера. Влияние атмосферы на микроклимат Земли. Образование ветров. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Влияние атмосферного давления на погоду и человека. Воздухоплавание.

Твердые тела (4 ч)

Твердые тела. Свойства твердых тел. Измерение объема твердых тел. Выращивание кристаллов.

Календарно-тематическое планирование курса 7 класс

№ занятия

Дата

Наименование раздела, темы

План.

Факт.

Введение (2 ч)

1

Агрегатные состояния вещества. Газы. Жидкости. Твердые тела.

2

Выбор темы проекта.

Жидкости (14 ч)

3

Вода – основа жизни. Интересные факты о воде.

4

Изучение свойств воды.

5

Замерзание воды – уникальное явление.

6

Поверхностное натяжение.

7

Явление смачивания.

8

Измерение объема твердых тел правильной формы.

9

Вода – растворитель.

10

Очистка воды. Изготовление фильтра.

11

Капиллярные явления.

12

Давление жидкости.

13

Архимедова сила.

14

Плавание тел.

15

Измерение объема твердых тел неправильной формы.

16

Экспериментальная работа «Конструирование фонтана демонстрация его действия». На базе «Точка Роста».

17

Плавание судов.

18

Фонтаны.

19

Обобщающее занятие по теме «Жидкости»

Газы (12 ч)

20

Газы. Изучение свойств газов.

21

Воздух. Свойства воздуха.

22

Изменение свойств воздуха при нагревании. Взвешивание воздуха.

23

Падение тел в воздухе.

24

Атмосфера. Влияние атмосферы на микроклимат Земли.

25

Образование ветров.

26

Атмосферное давление. Воздух работает.

27

Измерение атмосферного давления.

28

Влияние атмосферного давления на погоду.

29

Влияние атмосферного давления на человека.

30

Воздухоплавание. Воздушные шары.

31

Обобщающее занятие по теме «Газы»

Твердые тела (39 ч)

32

Твердые тела. Свойства твердых тел.

33

Как вырастить кристалл.

34

Экспериментальная работа «Определение цены деления различных приборов». На базе «Точка Роста».

35

Экспериментальная работа «Определение геометрических размеров тел». На базе «Точка Роста».

36

Экспериментальная работа «Изготовление измерительного цилиндра». На базе «Точка Роста».

37

Экспериментальная работа «Измерение температуры тел». На базе «Точка Роста».

38

Экспериментальная работа «Измерение толщины листа бумаги». На базе «Точка Роста».

39

Экспериментальная работа «измерение скорости движения тел». На базе «Точка Роста».

40

Экспериментальная работа «Скорость равномерного движения тел». На базе «Точка Роста».

41

Экспериментальная работа «Измерение массы 1 капли воды». На базе «Точка Роста».

42

Экспериментальная работа «Измерение плотности куска сахара». На базе «Точка Роста».

43

Экспериментальная работа «Измерение плотности хозяйственного мыла». На базе «Точка Роста».

44

Экспериментальная работа «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела». На базе «Точка Роста».

45

Экспериментальная работа «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой». На базе «Точка

Роста».

46

Экспериментальная работа «Измерение жесткости пружины». На базе «Точка Роста».

47

Экспериментальная работа «Измерение коэффициента трения скольжения». На базе «Точка Роста».

48

Экспериментальная работа «Исследование зависимости давления от площади поверхности». На базе «Точка Роста».

49

Экспериментальная работа «Определение давления цилиндрического тела». На базе «Точка Роста».

50

Экспериментальная работа «Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола». На базе «Точка Роста».

51

Экспериментальная работа «Определение массы тела, плавающего в воде». На базе «Точка Роста».

52

Экспериментальная работа «Определение плотности твердого тела». На базе «Точка Роста».

53

Решение качественных задач на тему»Плавание тел»

54

Экспериментальная работа «Изучение условий плавания тел». На базе «Точка Роста».

55

Экспериментальная работа «Вычисление работы, совершенной школьником при подъеме на 2 этаж». На базе «Точка Роста».

56

Экспериментальная работа «Вычисление мощности, совершенной школьником при подъеме на 2 этаж». На базе «Точка Роста».

57

Экспериментальная работа «Определение выигрыша в силе, который дает подвижный блок». На базе «Точка Роста».

58

Решение задач на тему»Работа, мощность»

59

Экспериментальная работа «Вычисление КПД наклонной плоскости». На базе «Точка Роста».

60

Экспериментальная работа «Измерение кинетической энергии тела». На базе «Точка Роста».

61

Решение задач на тему «Кинетическая энергия»

62

Экспериментальная работа «Вычисление скорости тела, брошенного горизонтально». На базе «Точка Роста».

63

Экспериментальная работа «Применение рычагов в природе и технике». На базе «Точка Роста».

64

Экспериментальная работа «Принцип действия домкрата». На базе «Точка Роста».

65-67

Защита проектов.

68

Резервное занятие.

Темы исследовательских работ по физике для учащихся 7 класса

1. Архимед – древнегреческий ученый.

2. Легенда об открытии закона Архимеда.

3. Применение силы Архимеда в технике.

4. Свойства соленой воды.

5. Круговорот воды в природе.

6. Исследование морских глубин.

7. Конструирование фонтана и демонстрация его действия.

8. Загадки неньютоновской жидкости.

9. Загадка воздушного шарика.

10. Полеты воздушных змеев.

11. Как приручить ветер.

12. Атмосферное давление – помощник человека.

13. Влажность воздуха и ее влияние на человека.

14. Озоновые дыры.

15. Взаимные превращение жидкостей и газов.

16. Плазма – четвертое состояние вещества.

17. Кристаллы и способы их выращивания.

18. Выращивание кристаллов медного купороса.

19. Выращивание кристаллов поваренной соли.

20. Изготовление физического прибора своими руками.

Информационно – методическое обеспечение

1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. -. (Стандарты второго поколения).

2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе:

пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. -. (Стандарты второго поколения).

1. Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Е.Н. Тихонова.- М.:Дрофа, 2013.-398 с.

2. Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения: деятельностный подход [Текст]: методические рекомендации. В 3 ч. Часть 1/ С.В.Ананичева; под общ. Ред. Т.Ф.Есенковой, В.В. Зарубиной, авт. Вступ. Ст. В.В. Зарубина — Ульяновск: УИПКПРО, 2010. — 84 с.

3. Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972.

4. Хочу быть Кулибиным. Эльшанский И.И. – М. : РИЦ МКД, 2002.

5. Физика для увлеченных. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А.– Ростов н/Д. : «Феникс», 2005.

6. Как стать ученым. Занятия по физике для старшеклассников. А.В. Хуторский, Л.Н. Хуторский, И.С. Маслов. – М. : Глобус, 2008.

7. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя./под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М. : Просвещение, 1996.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227

9. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации// официальный сайт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/

10. Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodistlbz.ru/