Внедрение ФООП, обновленных ФГОС

Приказ Минобразования Чувашии от 16.11.2022 № 1699 "О плане мероприятий по введению обновленного ФГОС СОО"

Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ общего, основного общего и среднего общего образования

Федеральная образовательная программа начального общего образования

Федеральная образовательная программа основного общего образования

Федеральная образовательная программа среднего общего образования

НПА ФООП ФГОС

Что меняет переход на Федеральную основную образовательную программу в содержании общего среднего образования

ФООП и ПООП: сравнение документов

Минпросвещения уже разработало проекты новых программ – федеральных ООП и должно утвердить их до 01.01.2023. А школы не позднее 01.09.2023 обязаны привести свои программы в соответствие с федеральными.

Раздел ООП

ФООП

ПООП

Целевой раздел

Планируемые результаты

Не дают готовых формулировок планируемых результатов. В разделе представлена общая характеристика планируемых результатов. Школа формулирует личностные, метапредметные и предметные результаты самостоятельно на основе ФГОС уровня образования в соответствии с ФООП ( п. 6.1 ст. 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ ).

Планируемые результаты в ООП должны быть не ниже планируемых результатов ФООП ( п. 6.2 ст. 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ ).

В содержательном разделе ФООП планируемые результаты прописаны только в федеральных рабочих программах. Для уровня НОО по трем учебным предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир». Для уровней ООО и СОО – по шести учебным предметам: «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности»

Не дают готовых формулировок планируемых результатов. В разделе представлены общая характеристика планируемых результатов. Школа формулирует личностные, метапредметные и предметные результаты самостоятельно на основе ФГОС уровня образования и с учетом ПООП.

Планируемые результаты прописаны в содержательном разделе ПООП по каждому учебному предмету. Содержат личностные, метапредметные и предметные результаты. Предметные результаты разделены на классы по уровням образования.

Школа формулирует личностные, метапредметные и предметные результаты самостоятельно на основе ФГОС уровня образования и с учетом ПООП

Содержательный раздел

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей

Содержат федеральные рабочие программы учебных предметов. Включают рабочие программы только по нескольким учебным предметам. Для уровня НОО по трем учебным предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир». Для уровней ООО и СОО – по шести учебным предметам: «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Одно из нововведений – модуль «Элементы начальной военной подготовки» в федеральной рабочей программе по ОБЖ для уровня СОО. Его предлагают в одном из вариантов содержания предмета. Модуль предполагает, что старшеклассники будут изучать строевую подготовку, правила обращения с оружием, действия и способы передвижения в бою, средства индивидуальной защиты и сооружения для защиты личного состава

Содержат примерные рабочие программы по всем учебным предметам, которые обязательны для изучения на уровне образования

Программа формирования/развития УУД

Проекты ФООП НОО, ООО и СОО содержат программы формирования УУД у школьников.

В программах описываются взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов. А также особенности реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности

ПООП НОО и ООО включают примерные программы формирования УУД.

В ПООП СОО – примерная программа развития УУД

Рабочая программа воспитания

В проектах ФООП всех уровней обучения содержится федеральная рабочая программа воспитания, которая соответствует обновленной примерной рабочей программе воспитания

В ПООП всех уровней образования – примерные программы воспитания в соответствии с ФГОС уровня образования

Программа коррекционной работы

Программы коррекционной работы включили во все проекты ФООП.

Несмотря на то, что во ФГОС НОО-2021 отсутствует требование к программе коррекционной работы, программу включили в ФООП. Требования к программе коррекционной работы прописаны во ФГОС НОО ОВЗ . В ФООП НОО конкретизировали содержание работы с обучающимися с ОВЗ разных нозологий и предложили перечень и содержание коррекционных курсов.

При этом в программе коррекционной работы в ФООП ООО не хватает рабочих программ коррекционных курсов, как этого требует ФГОС ООО-2021

Примерные программы коррекционной работы содержатся в ПООП ООО и СОО.

Программа коррекционной работы в ПООП ООО по структуре и содержанию не соответствует ФГОС ООО-2021

Организационный раздел

Учебный план

ФООП всех уровней образования содержат несколько вариантов федеральных учебных планов.

В ФООП НОО включили пять вариантов федеральных учебных планов, в ФООП ООО – шесть вариантов. В ФООП СОО – 17 вариантов федеральных учебных планов по профилям обучения

В ПООП всех уровней включены варианты примерных учебных планов.

В ПООП НОО – пять вариантов примерных учебных планов.

В ПООП ООО – шесть вариантов примерных учебных планов.

ПООП СОО содержит восемь вариантов примерных учебных планов:

  • по одному варианту для технологического, естественно-научного, социально-экономического и гуманитарного профилей;
  • четыре варианта для универсального профиля

План внеурочной деятельности

Проекты ФООП на уровнях НОО и ООО содержат описание направлений федеральных планов внеурочной деятельности. Конкретной формы плана и примерного распределения часов нет. Дополнительно ФООП НОО предлагает перечень курсов внеурочной деятельности по направлениям, описание которых содержит название курсов, формулировку цели и указание формы организации.

Федеральный план внеурочной деятельности на уровне СОО в проекте ФООП модифицируется в соответствии с профилями обучения. Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности одинаков и обязателен для всех профилей. А вариативный компонент прописывается по отдельным профилям. При этом ФООП описывает внеурочную деятельность по полугодиям и каникулярным периодам для 10-х и 11-х классов по профилям

ПООП всех уровней содержат примерные планы внеурочной деятельности.

Конкретных форм плана и распределения часов нет.

В примерных планах прописаны направления и формы внеурочной деятельности для каждого уровня образования

Календарный учебный график

Проекты ФООП НОО и ООО не содержат конкретной формы федерального календарного учебного графика, только его описание. В описании указано, что федеральный календарный учебный график реализации ООП образовательная организация составляет самостоятельно с учетом требований санитарных правил и мнения участников образовательных отношений.

В проекте ФООП СОО отсутствует описание федерального календарного учебного графика

ПООП не содержат конкретной формы календарного учебного графика, только его описание.

В описании указано, что календарный учебный график реализации ООП образовательная организация составляет самостоятельно с учетом требований санитарных правил и мнения участников образовательных отношений.

График составляется с учетом системы организации учебного года: четвертной, триместровой, биместровой, модульной и др.

Календарный план воспитательной работы

Федеральный календарный план воспитательной работы включает:

  • содержание дел, событий, мероприятий;
  • классы или группы;
  • сроки, включая сроки подготовки;
  • ответственных.

Содержит перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат

В ПООП приведена примерная структура плана. Возможно построение плана по основным направлениям воспитания, по календарным периодам — месяцам, четвертям, триместрам — или в иной форме