Сегодня в эпоху стремительного прогресса, век компьютеризации ребенок подчас не замечает окружающий его мир. Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее — одна из задач учителя начальных классов. На уроке зарождается стремление к познанию, которое, прежде всего, должно быть направлено на знание природы, климатических особенностей, родного края.
Изучение природы страны и всего мира должно строиться на основе сравнения с природой своего края, что дает возможность опираться на личный опыт детей, их наблюдения, кругозор. Поэтому использование краеведческого материала на уроках окружающего мира способствует формированию более глубоких и прочных знаний учащихся, помогает детям познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию.
Огромную помощь в сборе материала для уроков оказывает проведение краеведческих экскурсий по нашему краю. Это помогает собрать уникальный краеведческий материал, оживить содержание урока, сделать его более эффективным.
10 мая учащиеся 2, 3, 4 классов отправились на экскурсию. Цель экскурсии: знакомство с состоянием водоемов своей местности, так как изучая, исследуя и охраняя озеро, реку или любой другой объект природы, ребенок учится любить родную природу.
Учащиеся совместно с учителями Г. П. Красновой и Е. А. Антоновой составили маршрут экскурсии и план наблюдения за живой и неживой природой. Для выполнения работы учащиеся распределились на группы. Каждая группа получила задания: узнать название реки, определить берега, состояние (мутность, чистота) воды, растительность вокруг водоемов, узнать, какие рыбы обитают, выявить загрязненность берегов и близлежащей территории. Учащиеся исследовали реки Малая Була, Ерыкла, озёра Этмен, Йĕтенке.
В результате исследования рек была составлена физико-географическая характеристика. Учащиеся получили задания – изготовить мини-книжки, презентации, проекты о природе края.