Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.
ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ВОСПИТАНИЯ
2.1 Целевой
приоритет начального общего образования
2.2 Целевой
приоритет основного общего образования
2.3 Целевой приоритет среднего общего образования
3.4 Задачи воспитания
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Инвариантные модули
3.1.1
Модуль «Классное руководство»
3.1.2
Модуль «Школьный урок»
3.1.3
Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
3.1.4 Модуль «Работа с родителями»
3.1. 5 Модуль «Профориентация
3.1.6
Модуль «Самоуправление»
3.2 Вариативные модули
3.2.1 Модуль «Ключевые общешкольные дела»
3.2.2 Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
3.3Модули,
вносимые школой
3.3.1 Модуль
«Культура безопасности и профилактика»
4.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
5.
КАЛЕНДАРНЫЙ
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа
воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в
социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их
людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут
реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
В
центре программы воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Нюргечинская средняя общеобразовательная школа» находится
личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования,
формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и
мира. Одним из результатов реализации программы школы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение
учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся
основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию
к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества
личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Данная программа воспитания показывает систему
работы с детьми в школе.
1.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в МБОУ «Нюргечинская СОШ»
основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
·
неукоснительное
соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности
информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в
образовательной организации;
·
ориентир на
создание в образовательной организации психологически комфортной среды для
каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
·
реализация
процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых
общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными
событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
·
организация
основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и
взрослых, и детей;
·
системность,
целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными
традициями воспитания в МБОУ «Нюргечинская СОШ» являются следующие:
-стержнем годового цикла воспитательной работы
школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется
интеграция воспитательных усилий педагогов;
-важной чертой каждого ключевого дела и большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников
является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение, коллективный анализ их результатов;
-в школе создаются такие условия, при которых по
мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
-в проведении общешкольных дел отсутствует
соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и
межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
-педагоги школы ориентированы на формирование
коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
-ключевой фигурой воспитания в школе является
классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе,
– это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
Исходя из
этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе – личностное
развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е.
в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
Конкретизация
общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет
выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В
воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования)
таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний –
знаний основных норм
и традиций того общества, в котором они живут.
К
наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В
воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)
таким приоритетом является создание
благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику
его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного
благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как
месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему
будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному
условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека,
его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной
ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся
и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников,
обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями
детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции,
собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный
возраст для развития социально значимых отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского
возраста (уровень среднего
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения
школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с
их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного
пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни.
Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный
практический, социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том
числе и в школе. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных
и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной
практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному селу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в
школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний,
проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного
наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье
других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или
пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально
приемлемого самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов,
связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей
цели воспитания.
Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной
возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное
внимание.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих основных задач:
1)
реализовывать воспитательные возможности
общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
2)
реализовывать
потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное
участие классных сообществ в жизни школы;
3)
вовлекать
школьников в кружки, секции,
клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4)
использовать
в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на
уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5)
инициировать и
поддерживать ученическое соуправление – как на уровне школы, так и на уровне
классных сообществ;
6)
организовывать
для школьников экскурсии,
экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
7)
организовывать
профориентационную работу со школьниками;
8)
организовать
работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями,
направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;
9)
организовать работу с обучающимися
по здоровому и безопасному образу жизни.
Планомерная реализация
поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно
насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом
профилактики антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая
реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений
воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем
модуле.
3.1.1 Модуль
«Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель)
организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися
вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу
с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным
коллективом:
·
инициирование и поддержка участия класса в
общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе;
·
организация интересных и полезных для
личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса
(познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной,
творческой, профориентационной направленности),
позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с
другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса,
стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
· проведение
классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и
школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка,
поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения.
·
сплочение
коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные
«огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса.
· выработка
совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и
правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
·
изучение особенностей личностного развития
учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной
жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем
или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами
бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями.
·
поддержка ребенка в решении важных для
него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и
дальнейшего трудоустройства, успеваемость и
т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу
для школьника, которую они совместно стараются решить.
· индивидуальная работа со школьниками класса, направленная
на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои
учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого
года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
· коррекция
поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными
представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
· регулярные
консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам
воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
учащимися;
· проведение
мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию
воспитательных влияний на школьников;
· привлечение
учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше
узнавать и понимать своих
учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
· привлечение
учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в
деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их
законными представителями:
· регулярное
информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни
класса в целом;
· помощь
родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений
между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
· организация родительских
собраний, происходящих
в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
· создание и организация работы родительских
комитетов классов, участвующих
в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения
их детей;
· привлечение
членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
· организация
на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на
сплочение семьи и школы.
3.1.2. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными
педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
·
установление
доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации
их познавательной деятельности;
·
побуждение
школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
·
привлечение
внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
·
использование воспитательных
возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
·
применение
на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с другими детьми;
·
включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
·
организация
шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками,
дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
·
инициирование
и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
Модуль 3.1.3 «Курсы
внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
-
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые
могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций,
задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально
значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного
потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих
выбранных школьниками ее видов:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности
«Основы духовно-нравственной культуры и светской этики», «Весёлые буквы», «Счастливый английский», «Говорим
по - английски», кружки по математике «Алгоритмика», «Идущие вперёд»,
«Юный Пифагор», направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие
их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их
гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное
творчество. Курсы внеурочной
деятельности «Театральный», «Юный
художник», создающие благоприятные
условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие
их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Туристско-краеведческая
деятельность. Курс внеурочной деятельности
«Наш край», «Моя Чувашия», «Юный эколог», направленные на воспитание у школьников любви к
своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и
ответственности школьников.
Спортивно-оздоровительная
деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Юный футболист», «Танцевальный», направленные на физическое развитие школьников,
развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на
защиту слабых.
3.1.4.
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или
законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и
форм деятельности:
На групповом
уровне:
· Общешкольный
родительский
комитет, участвующий в управлении школой
и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
· общешкольные
родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем
обучения и воспитания школьников;
· педагогическое
просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого
родители получают рекомендации классных
руководителей
и обмениваются собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей;
· взаимодействие с родителями посредством
школьного сайта: размещается информация,
предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости
На
индивидуальном уровне:
· обращение к
специалистам по
запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
· участие
родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
· помощь
со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных
мероприятий воспитательной направленности;
· индивидуальное
консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и
родителей.
3.1.5. Модуль «Профориентация»
Совместная
деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в
себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по
проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение,
позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности:
·
циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному
планированию и реализации своего профессионального будущего;
·
профориентационные игры: деловые
игры, квесты, расширяющие знания
школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и
недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
·
экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
· посещение дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях и вузах;
·
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования;
·
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет;
·
освоение школьниками основ профессии в
рамках курсов
внеурочной деятельности.
3.1.6. Модуль «Самоуправление»
Поддержка
детского самоуправления
в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность,
самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения
и самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда
удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление
иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции
педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление
Действующее на
базе школы ученическое соуправление «Ровесники» – это добровольное детско-юношеское объединение обучающихся МБОУ «Нюргечинская СОШ»,
созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей. Его
правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N
82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5).
Воспитание осуществляется через:
· организацию
общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их
личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям,
своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. (Это посильная помощь,
оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с ДК по проведению
культурно- развлекательных мероприятий; помощь в благоустройстве территорий
около памятников ; участие школьников в
работе на прилегающей к школе территории и т.п);
·
организацию общественно полезных дел, дающих
детям возможность получить важный для их личностного развития опыт
осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в
целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение
общаться, слушать и слышать других;
· рекрутинговые
мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности
детского общественного объединения, привлечения в него новых участников
(проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
·
участие членов ученического
соуправления в волонтерском школьном движении, деятельности на
благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Детское
самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
·
через деятельность выборного Совета старшеклассников (далее СС), создаваемого для учета мнения школьников
по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных
решений, затрагивающих их права и законные интересы;
·
через
деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
·
через деятельность
выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров ( командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах
и призванных координировать его работу с работой СС и
классных руководителей;
·
через
деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
·
через вовлечение
школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и
внутриклассных дел;
через
реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в классе
Структура ученического соуправления:
3.2.1.
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые
дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие
большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся,
проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих
их вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого в Школе используются следующие
формы работы
На внешкольном уровне:
·
социальные проекты – ежегодные
совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел
(благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности),
ориентированные на преобразование окружающего школу социума:
-патриотическая акция «Бессмертный полк»;
-экологическая акция «Бумажный бум» (в сборе макулатуры
активно участвуют не только родители детей, но и дедушки, бабушки; макулатура
сдается в приемные пункты);
-акция «Письмо солдату» (накануне Дня защитника Отечества школьники готовят
творчески оформленные письма и отправляют их по почте выпускникам школы,
проходящим на данный момент срочную службу в Армии) и др.
·
открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискуссионных площадок.
- общешкольные родительские и ученические собрания, которые
проводятся регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы;
- Единый День
профилактики правонарушений в школе (помимо профилактических мероприятий с
обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с представителями КДН
и ЗП, ПДН);
·
проводимые для жителей деревень и организуемые совместно с
семьями учащихся спортивные состязания, праздники, представления, которые
открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в
деятельную заботу об окружающих:
- спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование
по волейболу между командами выпускников школы и старшеклассниками; состязания
«Зарничка», «Веселые старты» и т.п. с участием родителей в командах;
- досугово-развлекательная деятельность: праздники,
концерты, конкурсные программы ко Дню
матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей, бабушек и
дедушек;
-концерты в сельском Доме культуры с вокальными,
танцевальными выступлениями школьников в
День пожилого человека, День защиты ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др.
На школьном уровне:
·
общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и
педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
-День Учителя (поздравление учителей, концертная программа,
подготовленная обучающимися, проводимая в актовом зале при полном составе
учеников и учителей школы);
- День самоуправления в День Учителя (старшеклассники
организуют учебный процесс, проводят уроки, общешкольную линейку, следят за
порядком в школе и т.п.);
-праздники, концерты,
конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние
праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы,
выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.;
-Предметные недели (литературы, русского и английского
языков; математики, физики, биологии и химии; истории, обществознания и
географии; начальных классов);
-День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и
их защита)
·
торжественные
ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение
ими новых социальных статусов в школе и развивающие
школьную идентичность детей:
- «Посвящение в первоклассники»;
- «Посвящение в пятиклассники»;
- «Первый звонок»;
- «Последний звонок».
· церемонии
награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни
школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный
вклад в развитие школы:
-еженедельные
общешкольные линейки (по понедельникам) с вручением грамот и благодарностей;
-награждение
на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного года похвальными
листами и грамотами обучающихся, а также классов, победивших в конкурсе «Лучший класс школы».
На уровне классов:
·
выбор и делегирование представителей классов в
общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
·
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых
дел;
· проведение в рамках класса итогового
анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в
итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
· вовлечение,
по возможности, каждого ребенка в ключевые дела
школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов,
ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу
гостей и т.п.);
·
индивидуальная помощь ребенку (при
необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
· наблюдение за поведением ребенка
в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями
со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими
взрослыми;
· при необходимости коррекция
поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную
работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через
предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот
или иной фрагмент общей работы.
Модуль 3.2.2. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии,
походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об
окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и
бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого
поведения в различных внешкольных ситуациях.
На экскурсиях, в походах
создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда,
преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности
реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
·
ежегодные походы на природу, организуемые в
классах их классными руководителями и родителями школьников, после окончания
учебного года;
- регулярные сезонные
экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными
руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.);
·
выездные
экскурсии в музеи, на предприятия; на представления в кинотеатры,
театры.
3.3.1.Модуль «Культура безопасности и
профилактика»
Основной
целью формирования у обучающихся здорового и безопасного образа жизни,
экологической культуры является формирование у обучающихся ценностного отношения
к собственному здоровью и собственной безопасности, основанного на знании прав
и обязанностей, своих потребностей, особенностей развития, и выработанного в
процессе занятий, индивидуального способа здорового образа жизни. Деятельность
по формированию у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и
безопасного образа жизни, формированию личных убеждений, качеств и привычек,
способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни включает несколько
направлений: - организация физкультурно-спортивной и оздоровительной
организация просветительской и методической работы, профилактическая работа с
участниками образовательного процесса; - разработка и осуществление комплекса
мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании,
осуществление систематической работы с обучающимися «группы риска». На
внешнем уровне:
· встречи со специалистами
различных служб и ведомств по вопросам профилактики;
· привлечение возможностей других
учреждений организаций – спортивных клубов, лечебных учреждений. Занятия в
спортивных школах, клубах и секциях.
На
школьном уровне:
· проведение спортивных соревнований: «Веселые
старты», Дни здоровья, легкоатлетический кросс, соревнования, эстафеты,
спортивные конкурсы;
· мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со
СПИДом;
· мероприятия по профилактике ПБ,
ПДД, ТБ;
· мероприятия по формированию правовых знаний;
· психологические тренинги: первый раз в первый
класс, в пятый класс; встречи с выпускниками;
· использование информационных
ресурсов сети Интернет, организация виртуальных экскурсий, бесед, лекций,
диспутов и круглых столов; На индивидуальном уровне:
· индивидуальная работа с детьми и
подростками;
· профилактические акции;
· привлечение подростков к шефской помощи младшим
школьникам.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе
воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится
с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их
решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно
силами самой школы.
Основными принципами, на основе
которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической
направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное
отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный
процесс;
- принцип приоритета анализа
сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных
его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие
деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого
анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими
цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми
деятельности;
- принцип разделенной
ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов
на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального
воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами),
так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными
направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием,
на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного
развития школьников каждого класса.
Осуществляется
анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по
воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании
методического объединения классных руководителей или педагогическом совете
школы.
Способом
получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень
воспитанности».
Внимание
педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие
проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный
год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились,
над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого
осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной,
событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
детей и взрослых.
Осуществляется
анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями,
педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их
анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического
объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание
при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
-
качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
-
качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
-
качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
-
качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
-
качеством существующего в школе ученического самоуправления;
-
качеством
функционирующих на базе школы детских
общественных объединений;
-
качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
-
качеством
профориентационной работы школы;
-
качеством работы
школьных медиа;
-
качеством организации предметно-эстетической среды школы;
-
качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом
самоанализа организуемой
в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над
которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных
на это управленческих решений.